Евро, доллары, земля

10 Червень 2016

Как деньги западных корпораций работают в украинском агробизнесе? Landlord собрал четыре наиболее показательных кейса

Американец с украинскими корнями Джон Шморгун в начале 1990-х переехал из США в Россию, чтобы возглавить представительство компании DuPont. В течение многих лет он присматривался к агрокомпаниям, работающим в соседней Украине. То, что он видел, ему нравилось. В 2008-м у Шморгуна представилась возможность поработать в украинском агробизнесе.

Помог ему в этом основатель инвестиционного фонда SigmaBleyzer Майкл Блейзер. Он предложил Шморгуну, своему давнему знакомому, возглавить его новый инвестиционный проект — агрокомпанию Harmelia. Холдинг объединил пять компаний с общим земельным банком 75 000 га.

«ОКОЛО ДВУХ ЛЕТ МЫ ИЗУЧАЛИ СИТУАЦИЮ В СЕКТОРЕ, — ВСПОМИНАЕТ ДИРЕКТОР ФОНДА SIGMABLEYZER В УКРАИНЕ ВАДИМ БОДАЕВ. — МЫ ПОЗДНО ВОШЛИ В ЭТОТ БИЗНЕС — К 2008 МУ ПОЧТИ ВСЕ ИНТЕРЕСНЫЕ АКТИВЫ БЫЛИ ПОДЕЛЕНЫ МЕЖДУ КРУПНЫМИ ХОЛДИНГАМИ».

 

Фонд инвестировал в Harmelia $100 млн. Основным бизнесом новой агрокомпании стало растениеводство. В 2013-м Harmelia объединилась с французской компанией AgroGeneration. Шморгун возглавил объединенный холдинг. «Мы хотели расширить земельный банк и диверсифицировать риски», — поясняет Шморгун. Почему выбрали AgroGeneration? У компании был целостный земельный банк и прозрачная структура — ее акции котируются на альтернативной площадке Парижской фондовой биржи. В результате посевные площади нового холдинга увеличились до 120 000 га. Тогда фонд собирался инвестировать в свой агробизнес 80 млн евро.

Однако вместе с землей, элеваторами и техникой новому собственнику достались и долги французской компании — более чем на 85 млн евро. На момент покупки EBITDA у французов тоже была отрицательной — минус 23 млн евро. Чтобы выровнять ситуацию, Шморгуну пришлось сокращать расходы и менять структуру посевов, увеличивая площадь под наиболее рентабельными культурами — пшеницей и подсолнечником. Всего за год EBITDA AgroGeneration выросла до 20,7 млн евро. Проблемы, связанные с финансированием оборотных средств, компании удалось решить.

Первое, что сделал Шморгун во время слияния, — полностью установил контроль над всеми механизмами в компании. Он назначил финансового менеджера, который мог сам проверять все хозяйства, создал службу безопасности, установил круглосуточный компьютерный мониторинг, в частности GPS контроль над техникой. Чтобы определить, кто из сотрудников обеих компаний работает эффективнее, ввели систему оценки по KPI. Многие руководители высшего и среднего звена перешли из компании SigmaBleyzer. Свой KPI есть и у Шморгуна. «Проанализировав все показатели за несколько лет, мы для каждого хозяйства разработали доходность на гектар и расходную часть, — рассказывает Шморгун. — Это позволяет понять, какой будет компания в долгосрочной перспективе».

Блейзер развитием проекта доволен. По его мнению, у агросектора Украины огромный потенциал. «Если закончить войну, сюда придет столько денег, что страна будет выращивать 100–150 млн т зерна за год», — уверен основатель фонда. Большие перспективы он видит в переработке агропродукции и ее поставках на внешний рынок. Правда, покупать предприятия Sigma в ближайшие пару лет не собирается. Зато направит усилия на развитие экспорта. «В 2016-м мы продадим за рубеж более половины всего нашего зерна», — уверяет Шморгун. В развитие своего агрохолдинга SigmaBleyzer уже инвестировала $140 млн. И останавливаться не собирается. В ближайшее время компания намерена купить еще один элеватор на западе Украины, а также развивать растениеводство и расширять земельный банк. По мнению Блейзера, инвестиционный климат в Украине сейчас лучше, чем 20 лет назад. Инвесторам, которые давно пришли в страну, нравится работать в Украине, хотя они и признают, что, несмотря на возможности, работать здесь очень тяжело.

 

Автор: Наталия Богута - 10.06.2016

Источник: http://landlord.ua/evro-dollaryi-zemlya/