AgroGeneration от первого лица: конкуренция, открытость и разумный менеджмент

10 Вересень 2017

AgroGeneration является одним из крупнейших агрохолдингов Украины не только по объемам производственных площадей, но и по операционной эффективности. Главное направление деятельности компании - производство зерновых и масличных культур. Земли компании расположены в пяти регионах Украины - Сумской, Харьковской, Житомирской, Львовской и Тернопольской областях. Президентом холдинга является американец украинского происхождения Джон Шморгун. Propozitsiya.com попросила его рассмотреть текущую ситуацию в агросекторе страны через призму деятельности агрохолдинга.

 Вы уже 25 лет работаете на постсоветском пространстве. Какие положительные изменения произошли за это время?

– Я называю это эволюцией, хотя для многих Украина больше ассоциируется с понятием революция. Украина медленно выходит из постсоветского пространства и видит перед собой большой широкий мир, чему поспособствовало открытие безвизового режима. Люди понимают, что оказались в условиях высокой мировой конкуренции. Мы сейчас все столкнемся с проблемой оттока специалистов на Запад. Пока у нас есть дешевая рабочая сила. Но концентрироваться нужно не на этом, а на эффективности производства. Украинскому бизнесу в целом придется быть более конкурентным. Этому надо учиться. Так же нужно учиться и демократии, открытости. На этом пути также есть существенные положительные сдвиги. Однако есть негативные примеры некоторых агропредприятий, которые ранее вышли на биржу, они уже поняли, что агробизнес - не игрушка, не игра, а серьезный бизнес, который должен работать по честным правилам и быть прозрачным.

– В последние годы в Украине продолжался процесс формирования крупных агрохолдингов. А где, собственно, еще в мире видели агроформирования подобные AgroGeneration?

– Масштабное развитие холдингов состоялось в России, Казахстане, Аргентине, Бразилии. В Украине этому поспособствовал период 90-х годов, когда после приватизации колхозов была возможность сконцентрировать землю и сотрудничать с банками. Однако большинство образованных в те времена предприятий не достигли успеха, потому что не поняли условия, специфику работы в бывших совхозах и колхозах и вызовы нового времени.

Часто поднимается тема противостояния интересов крупных агрохолдингов и фермеров. Объединение - это всегда позитив. Выращивать пшеницу, скажем, на 50 га - неэффективно с точки зрения бизнеса, поэтому за рубежом превалируют кооперативы. Во Франции, в Америке с помощью объединений создаются банки, закупаются вагоны, строятся элеваторы. Для надлежащей конкуренции с нами, агрохолдингами, фермеры должны объединяться. В этом их сила и, собственно, будущее Украины вообще, потому что здесь сконцентрированы замечательные земли, нужна только масштабность в области растениеводства.

– Но проблема в том, что многие украинские фермеры не очень стремятся объединяться...

– Да. Многим это неудобно - они не платят налогов, работая «в тени». Должны быть равные условия игры для всех, более расширенная налоговая база. Государство должно навести порядок со всеми хозяйствами, работающими на украинской земле. Когда все будут работать прозрачно, у фермеров появится стимул объединяться, инвестировать в зернохранилища, транспорт.

– Где лучшие условия работы для таких крупных агрохолдингов как AgroGeneration: в Украине или в мире?

– Давайте сравним аграрных соседей - РФ и Украину. У этих стран разный менталитет: в России более ощутимы последствия коллективизации, а также сохраняется прочная иерархичность, субординация, послушание, поэтому там легче объединять самостоятельные хозяйства. Кроме того, российская власть всегда поддерживала сельское хозяйство путем предоставления субсидий, так как имеет для этого финансовые возможности. Украина также поддерживала агросектор, но сейчас больше не в состоянии делать это. Поэтому украинские агропредприятия ответственны сами за себя. Зато в России успешность или неуспешность компании сильно зависит от местной власти, в частности губернатора области.

– То есть в Украине объединить земли труднее?

– Нет, не труднее, просто по-другому чем в других странах. Работать с пайщиками - сложное, требующее внимания к людям и земле, дело. AgroGeneration имеет для этого большой штат сотрудников, который работает с владельцами земель - это и PR-отдел, и земельные учетчики, и юристы. Кстати, сложность сотрудничества с пайщиками приводит к конкуренции между крупными агрохолдингами за земли. И это не плохо, ведь любому бизнесу конкуренция необходима. Сейчас она ощущается все сильнее на разных уровнях: все сельхозпроизводители ищут инвесторов, все конкурируют за паи, за лучших рабочих, ведь многие специалисты выезжают за границу. Плюс проблемы с внутренней логистикой - мы чувствуем большой дефицит вагонов, локомотивов. И в этом плане государство не очень спешит нам помогать. Можем надеяться только на себя.

– По рейтингам аграрных и деловых журналов Вы являетесь одним из самых эффективных руководителей холдингов. В чем секрет успеха?

– В менеджменте я работаю много лет. Но ситуации случались различной сложности. Говоря об успехе, нужно помнить откуда мы начинали, какие проблемы преодолели, как адаптировались под нестабильную ситуацию в стране и на рынке. Есть компании, которые гораздо лучше себя финансово чувствуют, чем AgroGeneration, благодаря тому, в частности, что вовремя получили финансирование. Наше развитие началось с инвестиционного фонда SigmaBleyzer и компании Harmelia, которая в Харьковской области аккумулировала 70 тыс. га. В конце 2013 года появилась возможность выкупить французскую компанию AgroGeneration, которая была в упадке. После этого началась Революция на Майдане, банки все вышли из Украины. К счастью, удалось найти один банк, который нам помог. И мы начали длинную реструктуризацию, потому что с приобретением AgroGeneration мы присоединили еще 50 тыс. га, где выращивание велось неэффективно, были довольно слабые финансовые, банковские и операционные системы. В 2015-м провели успешную деструктиризацию компании и начали нормально работать. Мы смогли выплатить все старые долги AgroGeneration, которые составляли около € 60 млн. В 2013-м наши финансовые показатели имели вид -20 EBITDA, а в 2015 году они уже были + 20 EBITDA. То есть мы полностью реструктурировали компанию и теперь нам остается только расти.

Нужно не только помнить с чего стартовал, но и понимать куда идешь. Получила компания своевременное финансирование, доступ к долгосрочным займам - ей повезло. Но финансовая поддержка не всегда означает, что на предприятии хороший менеджмент.

– Какими будут следующие шаги агрохолдинга AgroGeneration?

– Будем расти: увеличивать земельный банк на Западе и там же расширять площади под хранением зерна.

– Как решается дальнейшая судьба земель, входящих в структуру одного из крупнейших агрохолдингов Украины?

– Мы ориентируемся в первую очередь на специфику наших хозяйств. Они на местах лучше знают свои земли и их возможности. Подбор культур и выбор севооборота - это внутренний бюджетный процесс.

Сейчас мы создаем новый R&D центр, где будут работать совместно ученые и агрономы. Под их руководством будут закладываться самостоятельные демо-поля. При выборе культур ориентируемся на их доходность и себестоимость. Сравнивая EBITDA каждого растения, принимаем решение: нужно его выращивать, и будет ли оно входить в севооборот. Этот процесс происходит постоянно. При этом, как говорится в пословице, надеемся на лучшее, а готовимся к худшему с точки зрения непредсказуемости погоды. Украина способна выращивать 10 т/га пшеницы, и этому ничего не мешает, если вовремя пойдут дожди, будет проведена защита, достаточно тепла для вегетации.

– Интересны такому крупному агрохолдингу как AgroGeneration нишевые культуры?

– Нужно искать баланс. Из нишевых культур мы выращиваем высокоолеиновый подсолнечник, гречиху, бобовые (горох, нут) - особенно успешно эти культуры культивируем на Востоке. Но, если в прошлом году цена на горох была 280 $/т, то в этом году все решили посеять горох и теперь на рынке коллапс. Поэтому нишевые культуры - очень хорошая вещь, но при благоприятных рыночных условиях. А вот на пшеницу, кукурузу, подсолнечник цены диктует мир, соответственно массовый спрос есть всегда. Поэтому с каждым годом наращиваем площади именно под этими культурами.

– Стоит сельхозпроизводителям ли задумываться над переработкой?

– Анализируя ситуацию, я всегда отталкиваюсь от оценки потребностей рынка. Относительно подсолнечного масла. Я не уверен, что рынок нуждается в дополнительных объемах, поэтому не вижу в этом направлении большой перспективы. Интересным направлением переработки могут быть соя на шрот и масло, кукуруза на ингредиенты. В любом случае перед развитием переработки нужно основательно изучить ситуацию на рынке, что мы сейчас и делаем.

– Внутреннем или внешнем?

– Внутренний рынок - не очень надежный для нас. В первую очередь нужно делать ставку, концентрироваться на экспорте, ведь сила Украины - это ее возможность кормить мир. Когда есть вторичный рынок здесь - это только дополнительный плюс. Со временем, логично, Украина придет и к переработке.

– Насколько скоро это произойдет?

– Не известно. Этому отчасти помогут открытие свободного рынка с Канадой и ЕС. Все же в курсе, что Европа в определенной степени нас боится? Например, я не думаю, что французский фермер готов с нами конкурировать.

– Какие перспективные направления у AgroGeneration для экспорта?

– Все: и Европа, Ближний и Дальний Восток, и Азия с Африкой. Но в последних случаях «давит» логистика. С терминалами в Украине вопросов нет, они будут расширяться. А вот внутренняя логистика, в частности хранилища, железная дорога, речная инфраструктура - большая проблема.

– Вы верите в то, что река заработает?

– Если государство поможет, да. Как может одна компания, тот самый «Нибулон», осилить такие большие проекты? Ведь нужно проводить дноуглублюящие работы, восстанавливать шлюзы. Такими вопросами должно заниматься государство, хотя бы частично. То же касается и автодорог, и железной дороги.

– Что нужно для привлечения средств в страну?

– На прошлой неделе присутствовал на собрании ОПИК, который сейчас стартует в Украине. Было озвучено, что уровень инвестиций в Украине в настоящее время находится на уровне Грузии. Если ОПИК активизируется - возрастет количество инвесторов. Различные компании готовы вкладывать средства в украинский бизнес. И они не акцентируют внимание на коррупции и других негативных факторах - это уже стало второстепенным. В общем мир ожидает улучшения экономической ситуации в Украине.

Еще в начале года я утверждал, что 2017-й - это первый год изменений в инвестиционной сфере. В 2016 году уровень инвестирования был крайне низким. В этом году мы видим заинтересованность со стороны инвестиционных фондов, ликвидных банков, ЕБРР, то есть Америка обращает внимание на экономику Украины. И американцы, и европейцы, понимают, что экономически успешная Украина - это хорошо и для Европы, и для Америки. В дальнейшем я предполагаю увеличение экономической поддержки со стороны этих стран.

– Открытие рынка земли поспособствовало бы этому?

– Да. Это однозначно улучшило бы инвестиционный климат. Снятие моратория земли все равно будет. Рынок это уже чувствует - повышаются цены на аренду, растет конкуренция. Как всегда, первый шаг будет хаотичным, но потом процесс выровняется. В общем открытие рынка оживит рынок. Пайщики получат выбор: продавать или сдавать в аренду? Для них будут опции.

Говорят, что народ против продажи земли. Но на самом деле люди не доверяют государству. Если оно будет более открытым, если говорить с людьми, объяснять как будет проводиться открытие рынка, все пройдет успешно. Власти должны объяснять свои цели, стратегии, инструменты, налаживать диалог с обществом и восстанавливать доверие к себе во всем. Тогда Украина как государство быстрее адаптируется к высоко конкурентной среде и найдет свое достойное место в мире.

Оксана Руженковаo.ruzhenkova@univest-media.com

Светлана Цибульскаяs.tsybulska@univest-media.com

Фото Даниэль Каминский

 

Источник: ©Пропозиція - Главный журнал по вопросам агробизнеса
http://propozitsiya.com/agrogeneration-ot-pervogo-lica-konkurenciya-otkrytost-i-razumnyy-menedzhment