Система децентрализации в Украине приведет к ряду изменений в агросекторе, и будет играть решающую роль для экономики страны. Ведь «отдельные фермеры лучше знают о своих потребностях, чем представители власти». Так считает президент компании AgroGeneration Джон Шморгун. Это мнение американец с украинскими корнями высказал на международной конференции Grain Ukraine в Одессе, где он был одним из спикеров. В эксклюзивном интервью Latifundist.com эксперт рассказал о результатах агрохолдинга, налоговых проблемах отрасли и готовности к экономическим вызовам.
Latifundist.com: Поделитесь впечатлениями от Grain Ukraine 2016. На Ваш взгляд, насколько полезен для бизнеса формат международной зерновой конференции?
Джон Шморгун: Спикеры просто супер! Все были в восторге от представителей из Китая, Бразилии, Аргентины — они дают нам перспективу, потому что мы живем в глобальной экономике. Я думаю подобные конференции нужно проводить каждый год. Агрокомпаний здесь было мало, но трейдеров много. Мне же, как президенту агрокомпании, было просто интересно поучаствовать в таком мероприятии. А то, что Grain Ukraine проходит в Одессе, имеет особое значение. Потому как Одесса — один из самых больших в Европе портов.
Latifundist.com: С какими результатами AgroGeneration закончила 2015 г. и какие задачи поставлены на 2016-й?
Джон Шморгун: Если говорить о 2015 г., то мы достигли своих задач. Второй год подряд EBITDA составляет 20 млн евро. То есть то, что мы обещали сделать, мы сделали. А вот в нынешнем году посмотрим. Не могу прогнозировать. Мы являемся публичной компанией, но я не имею права разглашать планы или озвучивать инвестиционные проекты.
Latifundist.com: С какими проблемами пришлось столкнуться в прошлом году? Как удалось их решить?
Джон Шморгун: Первая и главная проблема — это низкие цены. Вторая проблема — макроэкономические трудности Украины. Это финансовый, банковский сектор, это неопределенность государства касательно налогообложения агрохолдингов и агрокомпаний, в целом. С 1 января 2016 г. АПК переходит на общую систему налогообложения. В Минагропроде настаивают на том, что господдержку в виде спецрежима НДС должны получить только мельчайшие игроки агросектора — фермеры, остальные же должны быть на общей системе. По сути, это будут разные правила игры государства с нами и фермерами. Я против этого. Я считаю, что все должны играть по одинаковым правилам.
Latifundist.com: Как вы оцениваете трансформацию спецрежима НДС для аграриев?
Джон Шморгун: Как я должен оценивать? Это сразу минус 10-15 % от EBITDA компании. Это очень плохо для нас. Для тех инвесторов, которые думают о капиталовложениях в Украину, это негативный фактор. Власть говорит, что это нужно было сделать, потому что налоговые поступления в государственную казну недостаточны, и есть требования МВФ. Но для меня все это абсолютно непонятно. Если 30-40% агроотрасли вообще не платит налоги, где тогда есть источники? Очевидно, они есть. Зачем у прозрачных компаний отбирать налоговые льготы, вот это неясно.
Latifundist.com: Положительным моментом после слияния AgroGeneration и Harmelia было увеличение земельного банка компании до 120 тыс. га. Будете ли вы и в дальнейшем наращивать земельный банк или же, наоборот, частично уменьшать его объемы?
Джон Шморгун: Есть долгосрочный план по наращиванию земельного банка. Мы смотрим, разрабатываем. Стратегия компании AgroGeneration направлена на увеличение стоимости бизнеса и генерирование высоких прибылей. Мы этого достигаем путем операционной синергии от роста масштабов деятельности и консолидации земель в эффективные менеджмент-структуры. Успеху способствует оптимизация цепей поставок, хранения и продаж с возможностью постепенной вертикальной и горизонтальной интеграции компании.
Latifundist.com: Как часто вы бываете в полях?
Джон Шморгун: Бываю. Хотелось бы чаще, но, к сожалению, не всегда есть такая возможность. Будет сбор урожая — я точно поеду (смеется).
Latifundist.com: Многие компании сегодня применяют различные инновации. Что Вы можете сказать по этому поводу о Вашей компании? Какие инновации внедряют и используют у Вас?
Джон Шморгун: Конечно, мы и так идем в ногу с инновациями. Это, к примеру, минимальная земельная обработка. Мы сеем различные культуры, пробуем и выбираем то, что лучше. То, что наиболее адаптировано к специфическим агроклиматическим условиям регионов присутствия компании. Мы внедряем новейшие аграрные технологии, оптимизируем затраты и т.д.
Latifundist.com: Сейчас много агрохолдингов экспериментируют с технологиями mini-till, no-till. У вас такое практикуется?
Джон Шморгун: Мы не экспериментируем. Мы давно этим занимаемся.
Latifundist.com: И каковы результаты?
Джон Шморгун: С точки зрения прямых расходов положительный результат есть, потому что нет лишних входов в поле.
Latifundist.com: Насколько сегодня компания обеспечена новой техникой? Будете ли вы модернизировать автопарк?
Джон Шморгун: Мы всегда это проводим в плановом режиме. Акцент делаем на обновлении парка тракторов, закупаем новые сеялки, новые дисковые бороны, глубокорыхлители и т.д.
Latifundist.com: Насколько в этом году расходы были больше, чем в 2015-м?
Джон Шморгун: Не могу сказать точно, потому как этот год еще не закончен. Но мы каждый год стараемся минимизировать затраты. Надо понимать, что рост EBITDA зависит от многих факторов. Уже второй год подряд нет хороших цен. Нужно работать с расходами, сокращать их, что мы и делаем. Административные, технологические, прямые расходы… И не только в Украине. Это касается и центральных офисов, администрации в Париже. Работаем над этим каждый год. Я считаю, оптимизация принесла свои плоды в прошлом году. Но в нынешнем — работа над этим вопросом продолжается.
Latifundist.com: По мнению некоторых аналитиков, в 2017-2018 гг. может произойти новый мировой экономический кризис. Готова ли Ваша компания к этому?
Джон Шморгун: Знаете, мы уже абсолютно все пережили. Мы всегда готовы. Но я не разделяю такого мнения. Думаю, все будет наоборот. Мы послушали на конференции представителей китайской компании. Я все-таки склоняюсь к тому, что динамика цен будет расти. То есть, все равно будет позитивная динамика, начиная уже со следующего года. Можно говорить, что произойдет европейский кризис из-за выхода Великобритании из ЕС, но пока что говорить конкретно об этом слишком рано.
Latifundist.com: Спасибо за откровенность.
Источник: http://latifundist.com/interview/260-dzhon-shmorgun-sdelali-vse-chto-obeshchali