Украине многие владельцы крупных предприятий предпочитают осуществлять управление в ручном режиме. Я знаю одну трейдерскую компанию, в которой все решает ее собственник. Если он не дает полномочия своим топ-менеджерам, ему приходится все выполнять самому, но когда компания достигает определенных размеров, такой стиль менеджмента приводит к снижению оперативности управления и в итоге тормозит ее развитие. К тому же собственники зачастую принимают эмоциональные решения, тогда как топ-менеджер опирается только на факты, в частности на финансовые показатели. На западе собственники, как правило, опираются на финансовые показатели, а также на стратегию, миссию и видение компании, которую они же определили в долгосрочной перспективе.
В Украине есть правильно построенные холдинги, но все же многие предпочитают работать без стратегии. Собственники и топ-менеджеры этих холдингов не представляют, какой будет компания, например, через два года — мол, проживем следующие пару месяцев, а там будет видно. Но таким компаниям долго на рынке не продержаться. Разработка и осуществление стратегии — это особенно важные этапы деятельности аграрных холдингов. К примеру, у нас длинный цикл производства, поэтому необходимо придерживаться разумного севооборота, чтобы пополнить количество питательных веществ в почве, защитить ее от водных и ветровых эрозий. Это напрямую связано с получением высококачественной продукции. Компании, которые мыслят исключительно категорией сегодняшнего дня, сеют на своих полях подсолнечник до тех пор, пока почва полностью не истощается.
Чтобы контролировать выполнение стратегических задач, создается совет директоров. А тактика их выполнения уже находится в руках президента компании. Именно он формирует команду. Украинским топ-менеджерам необходимо понять, что команду надо подбирать только с точки зрения профессионализма, а ответственность нужно спускать на все уровни управления. Ведь чем больше сотрудников берет на себя ответственность, тем легче управлять компанией. При этом людей нужно заинтересовать в этой ответственности: когда сотрудник достигает ключевых показателей, он должен получить бонус. Что может выступать в качестве вознаграждения? Конечно, деньги. Впрочем, для топ-менеджеров этим вознаграждением могут стать и акции компании. Таким образом создается лояльность сотрудников. Иностранные топ-менеджеры — это не панацея, поэтому не стоит делать ставку только на них. Часто они не понимают специфику украинского рынка и особенности работы на нем.
Чтобы менеджеры не злоупотребляли своими полномочиями, их нужно контролировать. К примеру, мы в AgroGeneration отчитываемся совету директоров, у нас есть финансовый менеджер, который постоянно осуществляет финансовый контроль, есть служба безопасности, которая работает во всех хозяйствах. В некоторых холдингах создан даже внутренний антикоррупционный комитет. Как любил повторять президент США Рональд Рейган, «доверяй, но проверяй».
Когда проходило слияние компаний Harmelia и AgroGeneration, то первое, что мы сделали, — установили полноценный контроль над всеми механизмами. Мы также назначили финансового менеджера, который мог самостоятельно проверять все хозяйства, создали службу безопасности, установили круглосуточный компьютерный мониторинг, в частности GPS-контроль техники.
Эффективность сотрудников обеих компаний при слиянии мы оценивали по KPI (ключевым показателям эффективности). Кстати, многие руководители высшего и среднего звена перешли в AgroGeneration из компании SigmaBleyzer. Сейчас мы вводим в AgroGeneration более расширенный KPI, практически для всех сотрудников, чтобы каждый из них понимал свою зону ответственности и как можно эффективнее выполнял свои обязанности. Проанализировав все показатели за несколько лет, мы для каждого хозяйства разработали KPI, которые включают в себя доходность на гектар, расходную часть, земельный KPI и пр. У меня также есть свои показатели эффективности. Введение KPI позволяет нам понять, какой будет компания в долгосрочной перспективе.
Текст: Джон Шморгун, президент компании AgroGeneration